Приложения


Приложение I

Самые известные фигуры в истории Тевтонского Ордена

Герман Бальке

Первый магистр в Пруссии (1230‑1239) и магистр Ливонии (1237‑1239 годы). Возможно, бывший каноник Гильдесхаймской церкви. Вероятно, вступил в орден в Акре в 1189 году. Умер в 1239/40 году.

Людовик (Людвиг) фон Эрлихсхаузен

Великий магистр (1450‑1567). Его попытки подавить подданных Прусского ордена (горожан, вассалов‑землевладельцев и мелкое дворянство) привели к Тринадцатилетней войне. Договор в Торне (1466) покончил с последними надеждами ордена вернуть свое былое значение.

Зигфрид фон Фойхтванген

Великий магистр (1303‑1311). Перенес свою резиденцию из Венеции в Мариенбург, сделав крестовый поход в Пруссии первоочередной обязанностью ордена.

Альбрехт фон Гогенцоллерн‑Ансбах

Последний Великий магистр в Пруссии (1511‑1525). Провел лютеранские реформы, секуляризировал владения ордена, женился и стал герцогом Пруссии (1525‑1568).

Конрад фон Юнгинген

Великий магистр (1393‑1407). Его военные и дипломатические таланты привели к победному завершению войн в Самогитии. Договор в Саллинвердере (1398) принес мир с Польшей и Литвой и гарантировал ордену контроль над Самогитией, обеспечивая сухопутную связь с Ливонией.

Ульрих фон Юнгинген

Великий магистр (1408‑1410). Его поражение и гибель в Грюнвальдской битве положили конец эпохе величия ордена.

Винрих фон Книпроде

Великий магистр (1352‑1382). Его личные качества и интуитивное чувство этикета завоевали ордену надежных друзей среди высшей знати Германии, Франции и Англии. Под его руководством Тевтонский орден стал знаменит своими рыцарскими традициями и куртуазностыо.

Михель Кюхмайстер

Протектор Самогитии, Великий магистр (1414‑1422). Опасаясь, что политика Генриха фон Плауэна приведет орден к еще одной военной катастрофе, он с группой высших офицеров совершил переворот, после чего дела пошли из рук вон плохо. Первый договор в Торне (1422) был подлинным началом падения ордена.

Поппо фон Остерна (Остерн)

Прусский магистр (1237 и 1241‑1244), Великий магистр (1253‑1257). Происходил из известной семьи из‑под Нюрнберга. Удивительным может показаться то, что он расстался со своей женой, чтобы вступить в военно‑монашеский орден (она ушла в монастырь). Поппо руководил орденом во время его самого трудного кризиса – войны против Святополка (Свентополка) Померелльского и прусскнх язычников.

Генрих фон Плауэн

Великий магистр (1410‑1413). Его героические усилия спасти Пруссию от армий Польши и Литвы почти увенчались восстановлением мощи и престижа ордена.

Германн фон Зальца

Великий магистр (1210‑1239). Друг и советник пап и императоров, он сделал свой орден знаменитым в Святой земле и направлял его рыцарей в Трансильванию, Пруссию и Ливонию.

Анно фон Зангенхаузен

Ливонский магистр (1254‑1256), Великий магистр (1257‑1274). Стоял во главе ордена в критические годы, последовавшие после поражений в 1259‑1260 гг. в Самогитии и восстаний в Пруссии и Ливонии.

Конрад фен Тюринген

Хотя был Великим магистром всего один год (1239‑1240), он был первым из высшей знати, кто вступил в орден. После этого ордену стало легче вербовать рыцарей и собирать земельные и денежные пожертвования.

Приложение II

Великие магистры Ордена до 1525 Г.

Генрих Вальпот 1198‑1200

Otto фон Керпен 1200‑1208

Генрих Барт 1209‑1210?

Герман фон Зальца 1210‑1239

Конрад фон Тюринген 1239‑1240

Герхард фон Мальберг 1241‑1244

Генрих фон Гогенлоэ 1244‑1249

Гюнтер фон Вюллерслебен 1249‑1253

Поппо фон Остерна 1253‑1257

Анно фон Зангерсхаузен 1257‑1274

Хартманн фон Гельдрунген 1274‑1283

Бурхард фон Шванден 1283‑1290

Конрад фон Фойхтванген 1291‑1297

Готтфрид фон Гогенлоэ 1297‑1303

Зигфрид фон Фойхтванген 1303‑1311

Карл фон Триер 1311‑1324

Вернер фон Орслен 1324‑1331

Лютер фон Брауншвейг 1331‑1335

Дитрих фон Альтенбург 1335‑1341

Людольф Кениг 1341‑1345

Генрих Дуземер 1345‑1351

Винрих фон Книпроде 1352‑1382

Конрад Цолльнер фон Ротенштайн 1382‑1390

Конрад фон Валленроде 1390‑1393

Конрад фон Юнгинген 1393‑1407

Ульрих фон Юнгинген 1408‑1410

Генрих фон Плауэн 1410‑1413

Михель Кюхмайстер 1414‑1422

Пауль фон Руссдорф 1422‑1441

Конрад фон Эрлихсхаузен 1441‑1449

Людвиг фон Эрлихсхаузен 1450‑1467

Генрих Ройс фон Плауэн 1469‑1470

Генрих фон Рихтенберг 1470‑1477

Мартин Трухсез фон Ветцхаузен 1477‑1489

Иоганн фон Тифен 1489‑1497

Фридрих фон Захсен 1498‑1510

Альбрехт фон Гогенцоллерн 1511‑1525

 

[1] Есть иное толкование этого изображения. Два рыцаря на одном коне – символ не бедности, а смирения.– Прим. пер.

 

[2] Eric Christensen. The Northern Crusades. London; New York: Penguin, 1998.

 

[3] Причина такого названия не очень ясна, хотя, может быть, это вызвано традиционным нежеланием англичан тратить время, чтобы произнести «DEUTSCH», вместо «DUTCH». Однако более правдоподобно, что это проявление некоторого современного интеллектуального снобизма, «тевтонский» – более изысканно, чем «немецкий», который подразумевает толстого старого мужчину, сидящего в темной таверне с высокой кружкой пива на столе и извергающего дым из длинной трубки.

 

[4] Тяжеловооруженные всадники сражались обычно по десять человек под предводительством рыцаря. Поскольку эти люди традиционно следовали за знаменем рыцаря, то такое объединение называлось знаменем. Иногда они носили тяжелое вооружение и ездили на обученных боевых конях, однако для разведывательной службы более легкое вооружение было удобнее (да и дешевле). В Святой земле такие воины назывались туркополами. Они одевались подобно своим арабским и турецким противникам в подходящие для жаркого климата легкие кольчуги, у них было меньше оружия и более быстрые кони. Позднее эти воины Тевтонского ордена были в основном немцами, хотя в отличие от рыцарей они могли родиться в Пруссии или Ливонии. Их посвящение в рыцари было исключительно редким. Они ели и спали в своих собственных казармах, однако соблюдали те же самые ежедневные религиозные службы, как рыцари и священники.

 

[5] В период Средневековья слуги и служилые люди короля и феодалов (как светских, так и духовных). Выполняли придворную, административную и хозяйственную службу. Набирали министериалов в основном из несвободных людей.– Прим. ред.

 

[6] Как символ своей дружбы император подписал в Римини в 1226 году свою Золотую буллу, одаривая орден большими землями и привилегиями при условии, что рыцари ордена примут приглашение герцога Конрада Мазовецкого.

 

[7] Русь – это название используют западные историки для обозначения средневековой России с центром в Киеве, власть в которой была распределена среди великих князей, чтобы избежать путаницы с Российским государством, которое возникло в шестнадцатом веке с центром в Москве.

 

[8] Под «монголами» ученые обычно имеют в виду империю Великого хана со столицей в Монголии, откуда он управлял войнами в Китае, Персии и на Ближнем Востоке. Под «татарами» мы подразумеваем изначально подвластных ему ханов, живших к западу от Туркестана до Казани. Золотой Ордой называют западное татарское государство. Его столица была в Сарае, в нижнем течении Волги, а владения простирались на запад, до самого Крыма. На практике термины «татары» и «монголы» часто являются взаимозаменяемыми.

 

[9] См.: Нора Беренд. У врат христианского мира: евреи, мусульмане и язычники в средневековой Венгрии. (Nora Berend. At the Gate of Christendom: Jews, Muslims and «Pagans» in Medieval Hungary. Cambridge: University Press, 2001. С 1000‑1300; Norman Davies. God's Playground: A History of Poland in two volumes. New York: Columbia, 1982).

 

[10] Польская династия.– Прим. пер.

 

[11] Сборщик дани.– Прим. пер.

 

[12] Немало ученых тратили чернила, пытаясь описать природу прусского язычества. Мнения современных ученых об этой проблеме колеблются от утверждений Марии Гимбутас и Алгирдаса Гремаса, которым видится целый пантеон богов и духов, до высказываний Андре Бойтара, утверждающего, что и божества, и большая часть прибалтийского фольклора относятся к XIX веку, подобно модному в настоящее время неоязычеству и культу богини. Самое старое описание языческих обрядов было собрано в самобытном сборнике первоисточников Вильгельмом Маннхардтом. (Marija Gimbutas. The Balts. London: Thames amp; Hudson, 1963; Algirdas Greimas. Of Gods and Men: Studies in Lithuanian Mythology. Indiana: University Press, 1992; Endre Bojtar. Foreword to the Past: A Cultural History of the Baltic People. Budapest: Central European University Press, 2000; Wilhelm Mannhardt. Letto‑Prussische Goetterlehre. Lettisch‑Literarische Gesellschaft. Riga, 1863).

 

[13] Едва ли об этом можно что‑нибудь утверждать определенно. Однако националисты всех мастей редко колеблются, настаивая на своей правоте, во что бы они ни верили. Они не сомневаются, что для их убежденности имеется достаточно оснований. А до какой степени основательны их заявления, то кому не знать, как специалистам по малоизвестным языкам этой местности, прошлым и нынешним. Существуют многочисленные источники более позднего времени, когда поляки, немцы и папские легаты обменивались письмами, докладами и договорами, а летописцы составляли поразительные хроники. В XIX веке хорошо подготовленные историки начали составлять грамотные описания той эпохи и публиковать подготовленные к печати сборники первоисточников. Увы, некоторые из этих политизированных трудов по истории были не более чем полемическими публикациями, но в конце XX века ученые начали преодолевать некоторые из наиболее очевидных политических предубеждений, по крайней мере начав признавать альтернативные толкования событий.

 

[14] Современные историки порой отождествляют тевтонских рыцарей с передовым отрядом средневекового «дранг нах остен», их деятельность сопоставляют с планами империалистической германской экспансии, а также с деятельностью нацистов. В период Холодной войны всему Западу приписывалась открытая враждебность к славянам. В действительности эта важная для Средневековья миграция более связана с мирным переселением немецких рыцарей и крестьян, приглашенных в восточные земли (как в легенде о Гаммельнском крысолове). На территории всей Европы и землевладельцы, и духовенство осваивали леса и болота для земледелия и скотоводства, польские крестьяне и мелкие землевладельцы двигались на восток, еврейские и немецкие ремесленники и купцы основывали города.

 

[15] Войны поляков с пруссами завершились в 1166 году разгромом польского войска. Теперь уже поляки страдали от прусских набегов.– Прим. ред.

 

[16] Конрад создал свой военный орден – Добринское братство,– который он надеялся полностью контролировать. Но этот орден был позднее полностью истреблен во время войны на Волыни. Тамплиеры и госпитальеры также получали владения в Помереллии и Польше, но их вклад в позднейшую военную экспансию был слишком мал, чтобы иметь значение.

 

[17] Представители местной знати редко могли позволить себе нести воинскую и административную службу круглый год. Да и в ордене не хотели распылять возможные доходы от налогов, создавая класс светских рыцарей. Магистр раздавал небольшие феоды, большинство из которых были маленькими наделами в Кульме, предназначенными польским рыцарям. Магистр назначал кого‑нибудь из членов ордена обучать местное войско и руководить им. Известные как «протекторы», эти члены ордена жили с налогов, собираемых местными общинами, и обычно свободно говорили по‑прусски, а также хорошо понимали местные обычаи.

 

[18] Миндаугас, правда, обещал ливонскому магистру Самогитию, но эту землю литовский вождь мог дарить, не раздумывая,– его все равно не признавали там как правителя.

 

[19] Ныне город Бартошице в Польше.– Прим. ред.

 

[20] Ныне город Неман в Калининградской области.– Прим. ред.

 

[21] Летопись Генриха Ливонского, переведенная на английский язык Джеймсом Брандиджем (университет Висконсина), представляет собой живое и умное описание периода 1180‑1227 годов. Это одна из лучших средневековых летописей. Она явно написана для Вильяма Моденского, папского легата, который прибыл в Ригу в 1225 году. Эта летопись является наиболее тщательным и осмысленным трудом среди большинства современных ей работ. (The Chronicle of Henry of Livonia. Transl. James A. Brundage. Madison: University of Wisconsin Press, 1961).

 

[22] В те времена в Ливонии не было крепостных, хотя существовали немногочисленные рабы – те, кто был взят в плен в набегах. Крепостное право стало широко распространенным только в XV веке.

 

[23] Создан в 1202 году, но утвержден папской буллой 20 октября 1210.– Прим. ред.

 

[24] В 1217 дат. кор. Вальдемар II высадился на берегах Эстонии и, взяв городище Таллин, основал на его месте крепость Ревель (совр. Таллин). В 1227 году город был захвачен Меченосцами, получившими по договору 1230 часть Эстонии. – Прим. ред.

 

[25] В 1208 году был организован неудачный поход в Литву. В 1229 орден, нарушив мирный договор 1225 года, организовал поход в Литву. После этого литовцы еще больше стали поддерживать земгал.– Прим. ред.

 

[26] С 1214 начались столкновения русских князей с рыцарями. В 1217 году орден совершил неудачный рейд в новгородские земли. В 1221 году владимирский великий князь Юрий Всеволодович предпринимает поход и осаждает Ригу, но безуспешно. В 1223 году князь Юрий Всеволодович предпринимает новый поход против немецких рыцарей. В 1234 году на р. Эмбах под г. Юрьевом новгородский князь Ярослав Всеволодович одержал победу над войсками ордена Меченосцев.– Прим. ред.

 

[27] 9 февраля 1236 папа римский Григорий IX, благословил Крестовый поход в Литву.– Прим. ред.

 

[28] Более привычным для русского читателя является написание Миндовг, но здесь и далее для литовских имен приводится их современное звучание.– Прим. ред.

 

[29] Здесь автор несколько запутался в хронологии событий. Александр Невский был вынужден уехать из Новгорода после своей победы на Неве. – Прим. ред.

 

[30] Новгородская летопись, 1016‑1471 года, переведенная Р. Мичелом и Н. Форбесом. Это не самый легкий текст для чтения, но он передает живо суть православной веры.

 

[31] Ныне город Тарту в Эстонии.– Прим. ред.

 

[32] Ливонская рифмованная летопись. Пер. Дж. Смита и В. Урбана. Новое, расширенное издание. Чикаго: Литовский научно‑исследовательский центр, 2001. (Это наивное, живое и информативное повествование.)

 

[33] Именно траву! – Прим. пер.

 

[34] Цитируется в книге Давида Николля: Чудское озеро, 1242: Битва на льду (Osprey; London, 1996).

 

[35] Ныне город Пайде в Эстонии.– Прим ред.

 

[36] Ныне город Раквере в Эстонии.– Прим ред.

 

[37] Ныне город Лихула в Эстонии.– Прим ред.

 

[38] Ныне город Вильянди в Эстонии.– Прим ред.

 

[39] Область в Эстонии, современное название Вирумаа.– Прим. ред.

 

[40] Брат Лешека Черного.– Прим. ред.

 

[41] Зять Пржемыслова II Великопольского.– Прим. ред.

 

[42] Другое чтение его имени Мщуй.– Прим. ред.

 

[43] Имеется в виду магистр Пруссии, а не Великий магистр.– Прим. ред.

 

[44] Вышло так, что он был решен только после Второй мировой войны – и очень жестоко – насильственным переселением большей части немецкоязычного населения Западной и Восточной Пруссии, включая потомков коренных пруссов.

 

[45] Братья Андрей и Лев II Владимировичи. Андрей княжил на Волыни, а Лев II – в Галиции. В борьбе против монголов в 1323 г. князья погибли. Галицкие бояре пригласили на княжеский стол сына их сестры Марии Болеслава,– Прим. ред.

 

[46] Гедемин.– Прим. ред.

 

[47] После Второй мировой войны город был переименован в Калининград советскими победителями в честь одного из руководителей сталинской партии. Большинство свидетельств германского прошлого, уцелевших после сражений, были уничтожены. Так, были уничтожены некоторые места, напоминающие о живших там Иммануиле Канте (1724‑1804) и об Иоганне Готфриде Хердере (1744‑1803), а также здания, возведенные тевтонскими рыцарями и герцогами Пруссии.

 

[48] Ныне город Даугавпилс в Латвии. – Прим. ред.

 

[49] Сражение еще именуется Окменской битвой по р. Окмене (современная р. Акмяне в Литве).– Прим. ред.

 

[50] Литовская крепость на Немане, ниже впадения в него Дубиссы. Ныне Велюона в Литве.– Прим. ред.

 

[51] Некоторые историки интерпретируют этот документ как дарение ордену всей Руси и Литвы. Это маловероятно – тевтонские рыцари были амбициозными, но и в высшей степени практичными людьми.

 

[52] Bord, или круглый стол, или стол чести, был хорошо известен (как и следовало ожидать на родине короля Артура), и когда знатных лордов и рыцарей приглашали сесть вокруг него, почетные места занимали не только люди благородного происхождения, но и проявившие доблесть в битве.

 

[53] Джеффри Чосер.

Кентерберийские рассказы. Пер. И. Кашкин,

О. Румер. Москва: Художественная литература, 1973.

 

[54] Ныне город Кулдига в Латвии.– Прим. ред.

 

[55] Ныне город Елгава в Латвии.– Прим. ред.

 

[56] Ныне город Резекне в Латвии.– Пром. ред.

 

[57] Ныне город Виляка в Латвии.– Прим. ред.

 

[58] Ныне Вадтайки s Латвии.– Прим. ред.

 

[59] Кристоф Майер. Проповедники крестовых походов: нищенствующие монахи и Крест в XIII веке (Christoph Maier.Preaching the Crusade: Mendicant Friars and the Cross in the thirteenth century. Cambridge: University Press, 1994). «Поскольку епископы прибалтийских епархий часто не могли содержать себя, то они путешествовали из одного немецкого аббатства в другое, помогая прелатам в службах, собирая пожертвования и проповедуя крестовый поход».– Прим. ред.

 

[60] Ныне Бранево в Польше.– Прим. ред.

 

[61] Великолепное описание его дипломатии мы находим у С. Ровелла в книге «Возвышение Литвы: языческая империя в северо‑восточной Европе» (Rowell. S.С. Lithania Ascending: Pagan Empire within East‑Central Europe. Cambridge: University Press, 1994).– Прим. ред.

 

[62] Исключение составляет ученый Самюэль Хантингтон из Гарварда, чья статья «Столкновение цивилизаций» вызвала широкую дискуссию (Huntigton S. Clash of Civilisations. Foreign Affairs, 1993).

 

[63] Современный поселок Мельникове в Калининградской области.– Прим. ред.

 

[64] Витовт.– Прим. ред.

 

[65] Современные мужчины и женщины никоим образом не выше интриг и злословия, однако редкие современные государства распадаются, когда их традиционные лидеры изменяют своим клятвам.

 

[66] Ныне деревня Крево в Гродненской области Белоруссии.– Прим. ред.

 

[67] Венгры также возражали против того, чтобы принять Сигизмунда своим правителем. Чтобы подавлять мятежи недовольной знати, он призвал на помощь чешские и немецкие войска своего брата.

 

[68] В 1429 году Витаутас попытался стать королем Литвы – эту честь ему умело предложил Сигизмунд. Однако надежды Витаутаса были расстроены Ягайло, который устроил кражу короны и прочих королевских регалий. Престарелый Витаутас, несмотря на ужасную зимнюю погоду, пустился в трудный путь, но его конь поскользнулся, и Витаутас упал, разбился и вскоре умер.

 

[69] На острове Салин при впадении реки Невежис в Неман.– Прим.ред.

 

[70] Тимур не воспользовался своей победой. Вместо этого он повернул на турок‑осман, начав двухлетнюю кампанию, завершившуюся разгромом турок в 1402 году под Ангорой. Эта победа сделала его повелителем Центральной Азии, Золотой Орды, Персии и частично Индии и Малой Азии.

 

[71] Французы поддерживали авиньонского папу, англичане и многие немцы – римского, а Собор в Пизе выдвинул третью кандидатуру для примирения сторон. Ситуация в Германии несколько прояснилась после смерти Рупрехта Рейнского. Немцы, отчаявшись дождаться чего‑то дельного от Венцесласа, начали обсуждать кандидатуру его брата, Сигизмунда Венгерского, как претендента на престол Священной Римской империи. Но Сигизмунд увязывал выдвижение своей кандидатуры с решением проблемы Святого Престола, чем еще больше запутывал ситуацию.

 

[72] Историки упоминают Венцесласа в основном в связи с его пьянством. Британцы и американцы знают его из‑за рождественской песенки «Добрый король Венцеслас» (Christmas carol.– Пер. ), относящейся ко времени свадьбы его дочери с королем Ричардом II. Чехи помнят его потому, что по его приказу архиепископ Пражский был сброшен с Карлова моста в реку, где и утонул.

 

[73] В этой битве из‑за отсутствия дисциплины французские и венгерские крестоносцы были наголову разбиты турками. Именно опыт этого поражения сделал Сигизмунда Венгерского крайне осторожным до самого конца его долгой карьеры.

 

[74] Для поддержки прусских купцов и Ганзейской лиги тевтонские рыцари разрушили главную пиратскую базу в Висби, затем охраняли остров в течение нескольких лет против датских попыток захватить его.

 

[75] Войскам ордена в начале конфликта удалось глубоко вклиниться в их территорию. К октябрю поляки оправились от первого удара и им удалось вернуть часть своих земель,– Прим. ред.

 

[76] Ныне Дабровно в Польше.– Прим. ред.

 

[77] Это был рыцарский вызов, после которого бездействие означало трусость. Меч, обнаженный целиком и вонзенный в землю, перед ногами противника, означал вызов на смертный бой.– Прим. ред.

 

[78] Монашеский рыцарский орден в Кульме.

 

[79] Гуситов можно рассматривать как ранних протестантов, так как они делали упор на причащении хлебом и вином и на исполнении церковной службы на местном языке. Но они также были чешскими националистами и сопротивлялись немецкому влиянию в Богемии.

 

[80] Имеются в виду рыцарские турниры.– Прим. ред.

 

[81] Церковники, недовольные отказом папы увеличить представительство высших иерархов в Церкви, отказались распустить собор, когда получили приказ отправляться по домам. Вместо этого они объявили папу низложенным и избрали нового – Антипапу. Потребовались годы, чтобы католическая церковь вновь обрела единство.

 

[82] Сильно выступающая за линию стены крепостная башня, приспособленная для фланкирования стены.– Прим. ред.

 

[83] Ныне город Хойнице в Польше.– Прим. ред.

 

[84] Большинство крестьян в Центральной Европе было бедняками. Уровень бедности, конечно, был разный, но отражал не только степень закабаления. Климат, погода, войны, болезни и колебания цен также играли свою роль. Ливония находилась далеко к северу, на территории с бедными почвами и коротким вегетационным периодом. Более того, потеря личной свободы происходила в это время по всему региону – в Польше, Литве и России. На западе, наоборот, крепостничество исчезало.

 

[85] Даже рыцари, приверженные Римской католической церкви, видели настоятельную необходимость в реформах. Трентский собор еще не был созван, и католики повсюду перестали надеяться, что Святой Престол примется‑таки за злободневные проблемы Церкви. Хуже того, было совершенно непонятно, как умеренные религиозные реформы в Германии могут политически помочь Ливонии.

 

[86] Ныне город Раквери в Эстонии.– Прим. ред.

 

[87] Ныне Харыома, Вирума, Ярвама, районы Эстонии.– Прим. ред.

 

[88] Немецкое название северо‑западной части Эстонии.– Прим. ред.

 

[89] Современное название Маасилинна.– Прим. ред.

 

[90] Орден практически не набирал рыцарей в Пруссии и Ливонии, чтобы они не могли выражать интересов своих светских родственников. Эта политика была несколько ослаблена в Ливонии в XV веке, но даже там в орден шли в основном рыцари из семей, недавно прибывших из Вестфалии и имевших родственников, которые занимали высокие посты и могли содействовать их быстрой карьере.

 

[91] Читатель может обратиться также к работам: В. Урбан. Переосмысливая крестовые походы (W. Urban.Rethinking the Crusades. Perspectives (the newsletter of the American Historical Association). 36/7. October. 1998. P. 25‑29); Жертвы крестовых походов в Прибалтике (Victims of the Baltic Crusade. J. of Baltic Studies. 29/3. Autumn. 1998. P. 195‑212). Последняя была награждена премией Витольса (Американская ассоциация исследований Прибалтики (Vitols Prize of the AABS) как лучшая статья этого журнала в 1998 г.